Константы
Целая константа, например 1234, имеет тип int. Константа типа long завершается буквой l или L, например 123456789L: слишком большое целое, которое невозможно представить как int, будет представлено как long. Беззнаковые константы заканчиваются буквой u или U, а окончание ul или UL говорит о том, что тип константы - unsigned long.
Константы с плавающей точкой имеют десятичную точку (123.4), или экспоненциальную часть (1е-2), или же и то и другое. Если у них нет окончания, считается, что они принадлежат к типу double. Окончание f или F указывает на тип float, а l или L - на тип long double.
Целое значение помимо десятичного может иметь восьмеричное или шестнадцатеричное представление. Если константа начинается с нуля, то она представлена в восьмеричном виде, если с 0x или с 0X, то - в шестнадцатеричном. Например, десятичное целое 31 можно записать как 037 или как 0X1F. Записи восьмеричной и шестнадцатеричной констант могут завершаться буквой L (для указания на тип long) и U (если нужно показать, что константа беззнаковая). Например, константа 0XFUL имеет значение 15 и тип unsigned long.
Символьная константа есть целое, записанное в виде символа, обрамленного одиночными кавычками, например 'x'. Значением символьной константы является числовой код символа из набора символов на данной машине. Например, символьная константа '0' в кодировке ASCII имеет значение 48, которое никакого отношения к числовому значению 0 не имеет. Когда мы пишем '0' , а не какое-то значение (например 46), зависящее от способа кодировки, мы делаем программу независимой от частного значения кода, к тому же она и легче читается. Символьные константы могут участвовать в операциях над числами точно так же, как и любые другие целые, хотя чаще они используются для сравнения с другими символами.
Некоторые символы в символьных и строковых константах записываются с помощью эскейп-последовательностей, например \n (символ новой строки); такие последовательности изображаются двумя символами, но обозначают один. Кроме того, произвольный восьмеричный код можно задать в виде
'\ooo'
где ооо - одна, две или три восьмеричные цифры (0 … 7) или
'\xhh'
где hh - одна, две или более шестнадцатеричные цифры (0...9, а...f, A...F). Таким образом, мы могли бы написать
#define VTAB '013' /* вертикальная табуляция в ASCII */ #define BELL '\007' /* звонок в ASCII */
или в шестнадцатеричном виде:
#define VTAB '\xb' /* вертикальная табуляций в ASCII */ #define BELL '\x7' /* звонок в ASCII */
Полный набор эскейп-последовательностей таков:
\а сигнал-звонок \b возврат-на-шаг (забой) \f перевод-страницы \n новая-строка \r возврат-каретки \t горизонтальная-табуляция \v вертикальная-табуляция \\ обратная наклонная черта \? знак вопроса \' одиночная кавычка \" двойная кавычка \ooo восьмеричный код \xhh шестнадцатеричный код
Символьная константа '\0' - это символ с нулевым значением, так называемый символ null. Вместо просто 0 часто используют запись '\0', чтобы подчеркнуть символьную природу выражения, хотя и в том и другом случае запись обозначает нуль.
Константные выражения - это выражения, оперирующие только с константами. Такие выражения вычисляются во время компиляции, а не во время выполнения, и поэтому их можно использовать в любом месте, где допустимы константы, как, например, в
#define MAXLINE 1000 char line[MAXLINE+1];
или в
#define LEAP 1 /* in leap years - в високосные годы */ int days[31+28+LEAP+31+30+31+30+31+31+30+31+30+31];
Строковая константа, или строковый литерал, - это нуль или более символов, заключенных в двойные кавычки, как, например,
"Я строковая константа”
или
"" /* пустая строка */
Кавычки не входят в строку, а служат только ее ограничителями. Так же, как и в символьные константы, в строки можно включать эскейп-последовательности; \", например, представляет собой двойную кавычку. Строковые константы можно конкатенировать ("склеивать”) во время компиляции; например, запись двух строк
"Здравствуй," " мир!"
эквивалентна записи одной следующей строки:
"Здравствуй, мир!"
Указанное свойство позволяет разбивать длинные строки на части и располагать эти части на отдельных строчках.
Фактически строковая константа — это массив символов. Во внутреннем представлении строки в конце обязательно присутствует нулевой символ '\0' , поэтому памяти для строки требуется на один байт больше, чем число символов, расположенных между двойными кавычками. Это означает, что на длину задаваемой строки нет ограничения, но чтобы определить ее длину, требуется просмотреть всю строку. Функция strlen(s) вычисляет длину строки s без учета завершающего ее символа '\0' . Ниже приводится наша версия этой функции:
/* strlen: возвращает длину строки s */ int strlen(char s[]) { int i; i = 0; while (s[i] != '\0') ++i; return i; }
Функция strlen и некоторые другие, применяемые к строкам, описаны в стандартном заголовочном файле <string.h>.
Будьте внимательны и помните, что символьная константа и строка, содержащая один символ, не одно и то же: 'x' не то же самое, что "x". Запись 'x' обозначает целое значение, равное коду буквы x из стандартного символьного набора, а запись "x" - массив символов, который содержит один символ (букву x) и '\0'.
В Си имеется еще один вид константы - константа перечисления. Перечисление - это список целых констант, как, например, в
enum boolean {NO, YES};
Первое имя в enum имеет значение 0, следующее - 1 и т.д. (если для значений констант не было явных спецификаций). Если не все значения специфицированы, то они продолжают прогрессию, начиная от последнего специфицированного значения, как в следующих двух примерах:
enum escapes { BELL = '\a', BACKSPACE = '\b', TAB = '\t', NEWLINE = '\n', VTAB = '\v', RETURN = '\r'}; enum months { JAN = 1, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AUG, SEP, OCT, NOV, DEC}; /* FEB есть 2, MAR есть 3 и т.д. */
Имена в различных перечислениях должны отличаться друг от друга. Значения внутри одного перечисления могут совпадать.
Средство enum обеспечивает удобный способ присвоить константам имена, причем в отличие от #define значения констант при этом способе могут генерироваться автоматически. Хотя разрешается объявлять переменные типа enum, однако компилятор не обязан контролировать, входят ли присваиваемые этим переменным значения в их тип. Но сама возможность такой проверки часто делает enum лучше, чем #define. Кроме того, отладчик получает возможность печатать значения переменных типа enum в символьном виде.